И это только начало…

Думаю, мы можем сказать: Виталий Чистяков последователь Стерлигова и его картины беспредметны. Виталий говорит: государство не очень это любит - смену искусства. Государству нужен патриотизм. *3 Так он объяснял непопулярность своих произведений в государственном центре социальной реабилитации, который он посещал, но не нашёл там единомышленников. Там все создавали изображения в реалистическом ключе и не воспринимали серьезно творчество Виталия. Тем самым он подсознательно ощущал стиль своей живописи как движение против и чувствовал себя непонятым. Это заставляло его искать единомышленников вне центра и получать знания в области современного искусства, слушая лекции Ирины Кулик и других в интернете на youtube. Поиск привёл его в студию Новых Городских Художников, где куратор Евгенией Штиль предоставляет возможности для творческих экспериментов художникам с непростым бэкраундом. Именно здесь произошла судьбоносная встреча Виталия с современными художниками: Стасом Багсом, Петром Белым, Владимиром Абихом, Андреем Люблинским, Олегом Котельниковым и многими другими. Стас стал его другом и проводником в мир современного искусства. Именно в этой студии он открыл для себя живопись маслом, и это помогло ему в творческих поисках. В Центре Сергея Курехина на выставке «Оргалиты» под кураторством Стаса Багса в 2019 году он впервые показал серию оргалитов и свои эксперименты маслом. Эти картины увидел Глеб Ершов и Андрей Клюканов, кураторы галереи Navicula artis, работы их очень впечатлили и они предложили Виталию персоналку.



Первая персональная выставка художника под названием «Чистые Объекты» произошла летом 2021 года. В кураторском тексте к выставке Глеб Ершов пишет: «Изображение неизбежно связано с речью, мышлением. Помыслить что-то, значит увидеть, назвать. В работах Виталия всегда наличествует соотношение: фон и изображение фигуры. Правда, порой они как будто меняются местами за счет того, что «предметы» не выделены объемом форм, а даны теми же плоскостями цвета. Художник не пользуется обводящей линией, пятна сами собой соприкасаются друг с другом, или же с фоном. Абстрактное начало, как будто присутствующее здесь, возникает за счет того, что Виталий, изображая реальные вещи, настолько свободен от всякой конкретики, что возникающие формы порой очень отдаленно соотносятся с ними».*4



Линии в картинах Виталия Чистякова все-таки присутствуют, они словно спасательный трос для зрителя помогают сохранить последнюю связь с реальностью и вернуться после путешествия по цветовым плоскостям. Чаще всего для этих линий - акцентов Виталий использует черный цвет. К черному цвету у него особое отношение. Это любимый цвет художника. Его он использует почти в самом конце работы над картиной, и чаще всего это характеризует близкое ее завершение. Его работа над картиной имеет очень интересную динамику, в каких-то фрагментах холста он неожиданно уделяет много времени деталировке, но спустя время это становится для него уже не важным, и он закрашивает этот фрагмент новым слоем краски. Наблюдая за процессом создания, мне невольно вспомнились слова моего учителя живописи Александра Архипенко, он всегда советовал красиво получившийся фрагмент безжалостно закрашивать, ибо только в общей гармонии рождается истинное совершенство. Как много интуитивно правильных шагов в живописи делает Виталий Чистяков, что говорит о его природной одаренности и будущем большого художника. Пусть судьба будет к нему благосклонной, и тогда мы станем свидетелями новых прекрасных живописных произведений в будущем.


Ольга Тобрелутс
*1 О Беспредметности. Татьяна Глебова Каталог к выставке «Абстракция в Авангарде! Международная выставка абстрактного и беспредметного искусства ХХ и ХХI веков» куратор Алена Спицина
*2 Записи В.В.Стерлигова воспроизводятся по изданию: Шестнадцать пятниц. Вторая волна Ленинградского авангарда//Experiment/Эксперимент. Журнал русской культуры. / - LA, USA/ - 2010.-N16.d 2-х ч.
*3 Видео фильм Новые городские художники Виталик Чистяков – https://www.youtube.com/watch?v=St1x0RCrDRY
*4 Текст Глеба Ершова к выставке в галерее Navicula artis «Чистые объекты» Tilda Publishing
Изобразительное искусство надо научиться воспринимать непосредственным видением форм и цвета, отвлекаясь от литературного содержания.*1

Татьяна Глебова
Виталий Чистяков – художник, создающий живопись цветового поля в основе которого незримо присутствует предмет. Можем ли мы предположить, что его картины беспредметны, если сам художник утверждает обратное?


Рассматривая живописные полотна Виталия, невозможно точно указать на сходство с каким-либо предметом, поскольку классические законы светописи и традиционный подход к рисунку не интересуют автора. Он старается передать цветовое впечатление, от диалога с предметом. Меняется свет, меняется настроение художника, процесс перекрашивания, замазывания, расстановки цветовых акцентов отнимает почти всё его время работы над холстом. Цветом художник отражает весь спектр меняющихся чувств. И здесь очень важна чистота цвета, потому как именно цвет является маркером внутренней (духовной) чистоты человека. Эта идея о соответствии духовной чистоты и цветовой палитры так описана Владимиром Владимировичем Стерлиговым: Чистота цвета особенно важна. Чистота цвета зависит от внутренней духовной чистоты, то есть работа с цветом есть так же и работа над очищением своего внутреннего состояния. Чистый цвет – это цвет, который был организован, был в колорите и вышел из него с воспоминанием.* 2



Именно эмоциональное воспоминание о предметах лежит в основе всех произведений Виталия Чистякова. Его современный подход к изображению, основанный на впечатлении и избавленный от классических изобразительных законов можно назвать новейшей современной школой, в основе которой лежат открытия, сделанные художниками в живописи в начале 20-го века. В одном из своих интервью Виталий обмолвился о коллегах работающих в классическом живописном ключе: они все в отстое, потому что стоят на месте… Оставаться на месте, в понимании Виталия это, работая в традиционной технике рисования пытаться передать цветовые впечатления, поэтому он отбросил за ненадобностью все подготовительные стадии и перешел к главному – к эмоциональному воспоминанию. Его отношение со временем, и то, как он работает с палитрой настроения, как слой за слоем меняет цвет, диктует использование новейшего инструментария. Отсюда появилась идея эксперимента - фиксации процесса работы над картиной. Художник пишет на стилусе, бесконечно закрашивая один цвет другим, компьютер позволяет сохранять слои объединяя их по окончанию работы в видео, где живописная аура диалога с предметом меняется, и зритель может наблюдает за сменой оттенков настроения автора. Владимир Владимирович Стерлигов так характеризовал беспредметное: «Если нарисовать рядом бутылку и квадрат, то всякий скажет – бутылка предмет, а квадрат – нет. Если в произведении искусства глаз найдет предмет – узнает. Всякий скажет, что искусство – предметно. А если глаз не найдет в произведении искусства ни одного предмета, а только формы, не напоминающий никакой предмет – то это произведение искусства назовут беспредметным».*2